Лана (Lana Sator) уже много лет подряд пробирается в заброшенные помещения на территории современной России, постсоветсткого пространства и в бывших нам братских социалистических государствах. Ее цель — фотография и блог в Живом Журнале. Она побывала на территориях многочисленных заводов, заброшенных строек, войсковых частей, спускалась в шахты и даже смогла побывать в тюрьмах (не действующих, разумеется). Кроме фотоаппарата Лана еще использует квадркоптер в своих путешествиях, чтоб картинка была еще и сверху.
Совсем недавно вышла книга у Ланы в Швеции.
Снова о наследии Советской эпохи, но теперь на шведском. В книгу вошли снимки и описания не только российских артефактов, но также немного (можно было бы и побольше) Болгарии и Албании — где социализм развивался по-своему и оставил своё особое наследие.
Мы поздравляем Лану с таким событием и хотим пожелать ей еще больших новых книг, которые будут продаваться как в России, так и в мире. Быть может очень скоро некоторые из этих книг окажутся бестселлерами! Поживем — увидим!
Лана, привет! Первый и уже традиционный вопрос, который мы задаем всем нашим гостям: как давно ты с квадрокоптером?
Идея купить дрон витала довольно давно, потому что в своем основном хобби — поиске и исследовании заброшенных территорий — я часто пользовалась спутниковыми снимками и видела, как круто и нестандартно выглядят многие места именно сверху, а не со стороны или изнутри. Но смущала довольно высокая стоимость и отсутствие полной уверенности, что такая дорогостоящая игрушка окупится — и в плане эмоционального выхлопа, и в плане прибыли с продажи снимков. Дешёвые модели почти не рассматривала — хотелось проверенного качества. На итоговое решение повлияла поездка в Исландию осенью 2017 года, тогда у одного из участников группы имелся мавик, у остальных же — возможность оценить все прелести данного девайса для съёмки стандартных мест притяжения туристов с менее стандартных ракурсов. В конце концов, приобрести собственный коптер я решилась в декабре 2017 — перед поездкой в Европу на новогодние праздники. Были некоторые терзания на тему того, не заказать ли с доставкой из Китая во имя экономии 150 баксов вместо покупки «здесь и сейчас» в Москве, но тот самый товарищ по поездке в Исландию сказал мне: ты будешь очень жалеть, если не сможешь снимать в этой поездке по Европе с воздуха. Так что мой мавик со мной уже чуть более полутора лет 🙂
Откуда такая любовь к заброшенным местам? Это что-то из советского детства, когда дворы были неблагоустроенны настолько, что лучшее развлечение детворы отправиться на какой-нибудь долгострой или обанкротившееся предприятие, которых во времена девяностых было предостаточно? Или все-таки за такой тематикой фото скрывается, какая-то более интересная история или даже философия?
Отчасти из того самого прошлого — я родилась и выросла в промышленном подмосковном городе, где заводов и недостроев было больше, чем детских площадок. Впрочем, увлечение бродить по покинутым предприятиям и учреждениям не иссякло по ходу взросления, но превратилось в захватывающее и осознанное увлечение эстетикой подобных локаций. Отдельная часть этого хобби — поиск мест — не менее увлекателен, чем сам осмотр. Сбор информации и выяснение различных обстоятельств держат в тонусе мозги, а сами прогулки превращаются в определенного рода физическую активность, отличный вариант для ленивых по части физкультуры.
…поиск мест — не менее увлекателен, чем сам осмотр.
Как ты находишь заброшенные места? Откуда узнаешь об их существовании?
Не будет стыдно признать, что значительную часть объектов посещаю за кем-то. Ну типа увидела чужие фотки и поехала делать свои! Ещё какую-то часть мест нахожу по спутниковым картам и комментариям местных, по информации из новостей, по статьям о различных категориях предприятий и учреждений в Википедии, по судебным делам о банкротствах и долгах, рейдерских захватах и всяком таком. Ещё на площадках продаж и аренды коммерческой недвижимости иногда чего-нибудь попадается. Ну и само собой — немало всякого находится визуально. Когда просто гуляешь и видишь: во, окна грязные, цветы в горшках сухие, крыльцо листьями засыпано, — можно лезть.
Путешествуя по заброшенным объектам, как часто удавалось встречаться с «вдруг откуда-ни возьмись» появившемся охранниками, сторожами?
Видеть их приходится постоянно, а прям вот встречаться — достаточно редко. Стараемся избегать встреч, — пережидаем, прячемся, убегаем. Но если вдруг встреча неизбежна — приходится объяснять, что «мы не воры» и зашли чисто насладиться красотой. Иногда сторожа даже проявляют солидарность во взглядах.
Это вопрос тебе задают многие, но и я тоже не останусь в стороне и спрошу, были у тебя случаи, когда подобное увлечение могло очень плохо для тебя закончится?
Ну что значит очень плохо? Никаких серьезных законов не нарушается, о безопасности всегда стараюсь заботиться наперёд, осмотр мест происходит в спокойном режиме, без экстрима и почти без рисков. Максимум, что грозит, это штраф.
А что касается угрозы здоровью: не было ли такого, что ты застряла в каком-нибудь коллекторе или упасть в какую-то шахту?
Застрять не застревала, но как-то было, что во время одиночной прогулки спрыгнула туда, откуда далеко не сразу получилось выбраться самостоятельно.
А какое самое любимое и невероятное заброшенное здание или какой-то объект, на котором тебе удалось оказаться?
Нет прям самого-самого, есть просто очень впечатлившие: среди них, пожалуй, особо выделяется недостроенная АЭС в Курске и заброшенное подземное зернохранилище, очень глубокое и защищенное на случай войны.
Ты ведешь свой блог в ЖЖ. Тебе не кажется, что эта платформа умирает с бешенной скоростью? Откуда такой консерватизм?
Мнения на тему стремительной гибели живого журнала расходятся, я смотрю статистику посещений и вижу, что даже во времена затишья, когда мне лень что-то туда писать, ко мне заходят несколько сотен человек в день. Платформа привычная и удобная для размещения материалов большого объема, поисковиками неплохо индексируется, ну а ссылку на запись без труда можно разместить в соцсетях или где угодно ещё.
Сейчас есть много других блог платформ — с какими-то еще ты работаешь?
Неа, пыталась на яндекс-дзен зайти, но там какая-то муть с алгоритмами неприятная.
Давай вспомним 16 апреля 2019 года. Ты оказываешься в столице Франции, когда был пожар в Соборе Парижской Богоматери. Когда ты стала снимать последствия этого пожара, то в тот момент у тебя была какая-то эйфория от сенсационного материала?
Само собой — и эйфория, и опасения по части рисков быть оштрафованной за нарушение французских правил использования дронов. Собор расположен в таком месте, что сложно было найти безлюдное место для «беспалевного» взлета, поэтому я решила запустить коптер с набережной в 300 метрах от собора, надеясь на то, что полиция на мосту не заметит, а прохожие меня не сдадут. Так и получилось. Несколько человек подходило и вежливо, дружелюбно сообщали мне о том, что в Париже нельзя летать и я рискую, но заглядывали в экран подключенного к пульту смартфона и говорили «Вау, как круто, ради этого вполне стоило рискнуть»
После публикаций фотографий в Инстаграм количество подписчиков у тебя выросло в два раза, пост набрал свыше 20 тыс. лайков. Что еще было после этого?
Мне написали из нескольких десятков печатных и онлайн изданий, спрашивали разрешение на использование снимков, готовы были покупать право размещения, пара российских СМИ предлагали отправиться снять для них эксклюзивное видео за деньги, но предлагали крайне скромную оплату, поэтому я не стала рисковать с повторной попыткой съёмки.
Сколько денег предлагали информагетства за эти фото?
Ну, про оплату…. Пожалуй, я не хотела бы публично об этом сообщать. Выглядит как хвастовство. Ещё налоговая может докопаться 🙂 Бюджет под гонорары согласуется по факту, поэтому оплата происходит зачастую спустя несколько месяцев. По условиям договоров должна получиться вполне приятная сумма, но уточнять конкретно не хотелось бы.
…написали из нескольких десятков печатных и онлайн изданий, спрашивали разрешение на использование снимков, готовы были покупать право размещения…
Были ли предложение от информагентств или СМИ о постоянной работе?
Неа, не было 🙂
Где-то полгода назад ты оказалась в заброшенной паспортно-визовой службе, где были тобой найдены много бланков, заполненных паспортов и прочих документов? Эти фото просочились в СМИ и вызвали серьезный резонанс. На это даже спешно отреагировали ведомства, занимающиеся контролем выдачи подобных документов. Чем закончилась эта история?
Там уволили человек 10-15, кто допустил этот бардак. Меня попросили написать объяснительную о том, что причиной моего интереса к зданию было любопытство, а не заказ провокации извне. Очень интересовались количеством журналистов, обращавшихся с просьбами дать интервью, и одобрили мое нежелание давать интервью на камеру.
И напоследок. Впереди самое лётное время! Какие планы на это лето?
Вообще лето сложно планировать, в большинстве мест, куда хотелось бы отправиться, слишком жарко. Думала о поездке в Скандинавию, но пока не определилась с маршрутом и датами. Зато вот осень уже практически целиком распланирована!
Спасибо большое за то что нашла время на это интервью!
Спасибо!
Добавить комментарий